Полномочия

Утвержден          

Решением Совета депутатов

городского округа Люберцы

                            Московской области

                                                                                                                                                                  от 08.12.2021 № 474/72

 

 

Порядок

 осуществления полномочий Контрольно-счетной палаты

городского округа Люберцы Московской области

по внешнему муниципальному финансовому контролю

            

Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о Контрольно-счётной палате городского округа Люберцы Московской области.

Настоящий порядок регулирует общие вопросы осуществления Контрольно-счётной палатой городского округа Люберцы Московской области (далее - Контрольно-счетная палата) полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю.               

1. Основные полномочия Контрольно-счетной палаты по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля

1.1. Контрольно-счетная палата осуществляет следующие основные полномочия:

1) организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) экспертиза проектов местного бюджета, проверка и анализ обоснованности его показателей;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

4) проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

5) оценка эффективности формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности);

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот, и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) экспертиза проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств городского округа Люберцы, экспертиза проектов муниципальных правовых актов, приводящих к изменению доходов местного бюджета, а также муниципальных программ (проектов муниципальных программ);

8) анализ и мониторинг бюджетного процесса в городском округе Люберцы, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;

9) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения местного бюджета в текущем финансовом году, ежеквартальное представление информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в Совет депутатов и Главе городского округа Люберцы;

10) осуществление контроля за состоянием муниципального внутреннего и внешнего долга;

11) оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития городского округа Люберцы, предусмотренных документами стратегического планирования городского округа Люберцы, в пределах компетенции Контрольно-счетной палаты;

12) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

13) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами Московской области, уставом и нормативными правовыми актами Совета депутатов.

1.2. При осуществлении полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю Контрольно-счетной палатой:

проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ею контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

направляются объектам внешнего муниципального финансового контроля представления, предписания;

направляются в финансовое управление администрации городского округа Люберцы уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

2. Объекты внешнего муниципального финансового контроля

2.1. Объектами внешнего муниципального финансового контроля (далее - объекты контроля) контрольно-счетной палаты являются:

1) главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов местного бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита местного бюджета;

2) финансовый орган городского округа Люберцы, бюджету которого предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, администрация городского округа Люберцы;

3) муниципальные учреждения;

4) муниципальные унитарные предприятия;

5) хозяйственные   товарищества и общества с участием публично-правового образования в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;

6) юридические лица (за исключением муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся:

юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из местного бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из местного бюджета и (или) муниципальных контрактов, кредиты, обеспеченные муниципальными гарантиями;

исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из местного бюджета и (или) муниципальных контрактов.

3. Формы и методы осуществления Контрольно-счетной палатой внешнего муниципального финансового контроля

3.1. Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.

3.2. Методами осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности являются проверка, ревизия, обследование (анализ и оценка). 

3.3. Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

3.4. Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.

Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения Контрольно-счетной палаты на основании бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов, представленных по запросу Контрольно-счетной палаты.

Под выездными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля.

Под встречными проверками понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

3.5. Под ревизией  понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной  отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

3.6. Результаты проверки, ревизии оформляются актом.

3.7. Под обследованием понимаются анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. В целях сбора и анализа информации за показателями исполнения бюджета городского округа Люберцы применяется мониторинг.

Результаты обследования оформляются заключением.

4. Права, обязанности и ответственность должностных лиц Контрольно-счетной палаты

4.1. Должностные лица Контрольно-счетной палаты при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право:

 1) беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, а также осматривать занимаемые ими территории и помещения;

2) в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых органов и организаций, изымать документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц проверяемых органов и организаций и составлением соответствующих актов;

3) в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций;

4) в пределах сврей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций предоставления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых органов и организаций, документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;

6) в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

7) знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

8) знакомиться с технической документацией к электронным базам данных;

9) составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации.

4.2. Должностные лица Контрольно-счетной палаты в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, должны незамедлительно (в течение 24 часов) уведомить об этом Председателя Контрольно-счетной палаты. Порядок и форма уведомления определяются законом Московской области.

4.3. Должностные лица Контрольно-счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций, а также разглашать информацию, полученную при проведении контрольных мероприятий, предавать гласности свои выводы до завершения контрольных мероприятий и составления соответствующих актов, и отчетов.

4.4. Должностные лица Контрольно-счетной палаты обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении в проверяемых органах и организациях, контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводить контрольные и экспертно-аналитические мероприятия объективно и достоверно отражать их результаты в соответствующих актах, отчетах и заключениях Контрольно-счетной палаты.

4.5. Должностные лица Контрольно-счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и объективность результатов проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.

4.6. Должностные лица Контрольно-счетной палаты обязаны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

4.7. Руководители проверяемых органов и организаций обязаны обеспечивать соответствующих должностных лиц Контрольно-счетной палаты, участвующих в контрольных мероприятиях, оборудованным рабочим местом с доступом к справочным правовым системам, информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

5. Планирование деятельности Контрольно - счетной палаты

5.1. Планирование деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений Совета депутатов, предложений Главы городского округа Люберцы.

Порядок планирования работы Контрольно-счетной палаты регулируется Стандартом организации деятельности Контрольно-счетной палаты «Планирование работы Контрольно-счетной палаты».

План работы Контрольно-счетной палаты на год определяет перечень контрольных, экспертно-аналитических, экспертных и иных мероприятий, планируемых к проведению в Контрольно-счетной палате в очередном году.

План работы Контрольно-счетной палаты на год должен формироваться таким образом, чтобы он был выполнимым и создавал условия для качественного выполнения планируемых мероприятий в установленные сроки.

Проект Плана работы Контрольно-счетной палаты на год рассматривается и одобряется Коллегией Контрольно-счетной палаты.

Рассмотренный и одобренный Коллегией Контрольно-счетной палаты проект Плана работы Контрольно-счетной палаты на год утверждается распоряжением Контрольно-счетной палаты в срок до 30 декабря года, предшествующего планируемому.

          5.2 Включение в планы деятельности Контрольно - счетной палаты поручений Совета депутатов, предложений Главы городского округа Люберцы осуществляется в следующем порядке:

1) поручения Совета депутатов, предложения Главы городского округа Люберцы, направленные в Контрольно-счетную палату до 15 декабря года, предшествующего планируемому, подлежат обязательному включению в план работы Контрольно-счетной палаты на предстоящий год;

2) в случае направления в адрес Контрольно-счетной палаты поручений Совета депутатов, предложений Главы городского округа Люберцы после утверждения Плана работы Контрольно-счетной палаты на год в План работы Контрольно-счетной палаты на год вносятся соответствующие изменения.

6. Требования к проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

6.1. Контрольно-счетная палата при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, Положением о Контрольно-счетной палате, нормативными правовыми актами городского округа Люберцы, а также стандартами внешнего муниципального финансового контроля (далее – Стандарты).

6.2. Стандарты для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий утверждаются распоряжениями Контрольно-счетной палаты в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации.

6.3. Контрольно-счетная палата при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля направляет органам местного самоуправления и муниципальным органам, организациям, в отношении которых Контрольно-счетная палата вправе осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль или которые обладают информацией, необходимой для осуществления внешнего муниципального финансового контроля, их должностным лицам запросы о предоставлении информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Порядок направления Контрольно-счетной палатой запросов определяется Положением о Контрольно-счетной палате и Регламентом Контрольно-счетной палаты.

6.4. Проведение контрольного мероприятия регулируется Стандартом внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетной палаты «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

6.5. Проведение экспертно-аналитического мероприятия регулируется Стандартом внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетной палаты «Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия».

7. Реализация результатов проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

7.1. В случае установления по результатам проведения контрольных мероприятий нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нормативных правовых актов, устанавливающих порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности городского округа Люберцы, в органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемым органам и организациям, и их должностным лицам вносится представление Контрольно-счетной палаты.

7.2. В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, невыполнения представлений Контрольно-счетной палаты, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами Контрольно-счетной палаты контрольных мероприятий Контрольно-счетная палата направляет в органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.

7.3. При выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений Контрольно-счетная палата направляет не позднее 30 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу, а копию такого уведомления - участнику бюджетного процесса, в отношении которого проводилось данное контрольное мероприятие.

7.4. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами Контрольно-счетной палаты в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».

7.5. Информационные письма Контрольно-счетной палаты направляются в органы местного самоуправления и муниципальные органы в случае необходимости доведения до их сведения основных результатов проверки (ревизии), обследования.

7.6. В случае, если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств местного бюджета, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, Контрольно-счетная палата в установленном порядке незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы.